Такие разные автошколы
Традиционно с началом учебного года многие россияне начинают задумываться о получении прав на управление автомобилем. Казалось бы, что может быть проще? В том же Петрозаводске свои услуги по обучению искусству вождения предлагают полтора десятка автошкол. Однако видимая простота обучения таит в себе массу нюансов, способных не только испортить вам настроение, но и нанести серьезный финансовый ущерб.
Традиционно с началом учебного года многие россияне начинают задумываться о получении прав на управление автомобилем. Казалось бы, что может быть проще? В том же Петрозаводске свои услуги по обучению искусству вождения предлагают полтора десятка автошкол. Однако видимая простота обучения таит в себе массу нюансов, способных не только испортить вам настроение, но и нанести серьезный финансовый ущерб.
Жанна БЕЛЯЕВА, председатель Карельской республиканской ассоциации «За безопасность дорожного движения»
Во-первых, следует понимать, что услуги по обучению водителей предлагают не только автошколы, но и так называемые «курсы». Отличие между этими двумя структурами очень серьезно. Автошкола — это лицензированное учебное заведение, соответствующее всем требованиям российского законодательства. Деятельность такой организации проверяется Министерством образования, ГИБДД, Российской транспортной инспекцией и еще добрым десятком служб и инспекций. Несоответствие деятельности лицензированной автошколы закону или отсутствие у нее какого-либо требуемого оборудования или специалиста приводят к отзыву лицензии и запрету на ведение деятельности.
Другое дело — автокурсы. Лицензия у них отсутствует. С точки зрения закона они всего лишь оказывают содействие гражданам, желающим сдавать экзамены в ГИБДД после… самоподготовки. То есть формально вы учитесь САМОСТОЯТЕЛЬНО, а некие люди предоставляют вам учебный автомобиль для учебной езды. Обращаю ваше внимание на тот факт, что деятельность эта не может быть проконтролирована практически никак. Водители-инструкторы на таких курсах — это частные предприниматели на своих собственных автомобилях. С руководством автокурсов их связывает некий весьма свободный договор. В случае проблем с вождением или (не дай Бог!) травмы в произошедшем на вождении ДТП, НИКАКОЙ ответственности руководство автокурсов не несет!
Аналогично ситуация обстоит с теоретической подготовкой. Что вам будут читать на лекциях — Правила дорожного движения или роман «Три мушкетера» — глубоко личное дело руководителя курсов. То же самое касается подготовки читающего специалиста (он может быть хоть поваром) и помещения, где проводятся занятия (хоть на овощебазе!).
Очень часто, пользуясь неосведомленностью граждан, автокурсы имитируют деятельность автошкол. Пользуясь дырами в законодательстве, они даже могут выносить слово «автошкола» в название. Как же отличить одни от других?
Выбирая автошколу, спрашивайте о наличии лицензии. Наличие лицензии подтверждает наличие государственного контроля над деятельностью предприятия.
Сразу интересуйтесь ценой, способом оплаты и возможностью возврата себе 13% от уплаченной суммы!
Не имея качественной материально-техни- ческой базы, автокурсы часто привлекают граждан предельно низкой ценой — 10-12 тысяч рублей. Совершенно не представляю, как за такие деньги можно выполнить с обучаемым 50 часов вождения! Не говоря уже о теории.
Чтобы «зацепить» потенциальную жертву, недобросовестные предприниматели стараются взять как можно больше денег СРАЗУ. В идеале — половину, несколько тысяч — как минимум. Заплативший несколько тысяч человек уже никуда не денется, под разными предлогами из него можно еще долго тянуть деньги. Страдалец вряд ли уйдет в другую автошколу, жалея потраченное ранее.
Очень часто недобросовестные дельцы предлагают обратившемуся работать без чека и/или без договора. Для меня загадка, почему люди (совершенно справедливо!) берут чек на дорогую покупку в магазине (а вдруг покупку придется возвращать?) и смело идут учиться на права без документов! Последствия такой беспечности чаще всего весьма печальны. Человек, неудовлетворенный качеством услуг обучавшей его организации, оказывается абсолютно незащищенным. С одной стороны, у него нет документов, подтверждающих оплату оказанных услуг, с другой — само КАЧЕСТВО УСЛУГИ АВТОКУРСОВ НИЧЕМ НЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНО! Да и вообще, в конце концов, любой слушатель автокурсов всего-навсего самоподготовщик…
Кстати! Проходя обучение в лицензированной автошколе и оформив договор, каждый гражданин Российской Федерации по окончании обучения имеет право вернуть себе 13% от уплаченной суммы. Таким образом, если стоимость обучения составила 17 000 руб., вы вернете себе более двух тысяч. В итоге, обучение СОВЕРШЕННО ОФИЦИАЛЬНО будет стоить чуть больше 14 тысяч рублей!
Тем более что в нормальной автошколе вам всегда дадут какой-то период времени поучиться бесплатно. Оценить, так сказать, качество товара.
Отдельное больное место в системе автокурсов — это собственные автомобили инструкторов. Нанимать инструктора с автомобилем очень выгодно. Именно он из своего кармана оплачивает бензин, ремонт, обслуживание машины. Следствием этого является обостренная реакция инструктора на неумелые действия ученика в процессе обучения. Мастер тяжело переживает все, что ведет к поломке его «кормилицы». И это объективный факт, подтверждаемый заключением экспертов-психологов!
Подумайте, пожалуйста, над всем вышесказанным и принимайте решение хорошенько подумав!
ВНИМАНИЕ! Если вы считаете, что автошкола нарушает ваши законные интересы, обращайтесь в Карельскую республиканскую ассоциацию «За безопасность дорожного движения». Наш адрес: Петрозаводск, ул. Гоголя, 14. Тел. 27-00-67. E-mail: zabezopasnost@yandex.ru