Свой среди чужих, чужой среди своих: какой автомобиль лучше?
После предыдущей статьи, мне задали вопрос: «А так ли уж важна разница между «автошкольным» автомобилем и машиной инструктора? Не является ли проблема надуманной?».
После предыдущей статьи, мне задали вопрос: «А так ли уж важна разница между «автошкольным» автомобилем и машиной инструктора? Не является ли проблема надуманной?».
Отличный вопрос! Давайте же поговорим на эту тему.
Итак, все машины в автошколах делятся на две категории:
1. Машина принадлежит автошколе. Инструктор нанимается на работу и получает машину в пользование. Увольняется – сдает.
2. Машина принадлежит инструктору, и он нанимается автошколой вместе с «инструментом» (машиной).
Какой же вариант предпочтительнее для ученика автошколы?
Судите сами. В первом случае, машина – собственность организации. Ее поломка (а ученики ее сломают – это медицинский факт) конечно неприятна для инструктора и даже может иметь за собой некоторые финансовые последствия в виде невыполнения плана и лишения премии, но… Это не критично!
Директор выпишет запчасть и оплатит ремонт. Часто в таких автошколах есть свои мастерские и машину не придется чинить на бодрящем ветру при минус 10 мороза. В мастерских даже водятся механики, которые помогут с ремонтом!
Бензин и прочие ГСМ также оплачивается автошколой из расчета на ученика (как правило – с запасом).
Теперь давайте рассмотрим вариант «своя машина». В этом случае директор просто выдает инструктору на обучение одного ученика некую сумму денег и его вообще не интересует как они будут израсходованы. А даже если бы и интересовали, то инструктор может смело посылать директора в дальнее путешествие, так как сам является хозяйствующим субъектом, равным директору. :)
Итак, инструктор получил за ученика 10 000 рублей (в самых циничных автошколах деньги просто даются в лапу инструктору без всяких бумажек). Все, что сломает ученик в ЛИЧНОЙ машине инструктора – ему же и чинить (покупая железки в магазине на свои деньги!). Ремонт – своими силами или за свои деньги, в лучшем случае в гараже, обычно – во дворе. Весь бензин, который расходуется на обучение – инструктор тоже оплачивает сам.
А теперь вопрос. Кто из этих двух инструкторов будет бережнее относится к машине? Кто будет больше нервничать по поводу неумелых (а каких же еще?!) действий ученика? Тот, кому «контора» все оплатит (даст новую машину, в конце концов!), или тот, кто ВСЕ ОПЛАЧИВАЕТ САМ?
Отсюда вытекают многие проблемы автошкольного образования. Инструкторы экономят на всем! Они не дают ученику самому заводить машину и отпускать сцепление, уменьшают количество и длительность занятий, путем психологических манипуляций толкают ученика на экзамен до окончания учебы…
Кстати, на данную тему даже проводилась психологическая экспертиза, давшая вполне определенный и ожидаемый ответ.
А несколько лет назад такой инструктор-частник насмерть разбился на Шуйском шоссе, проводя занятие с двумя (!) учениками одновременно. Дело было в январе, в снегопад, а на его машине стояли лысая летняя резина. Между сытым Новым годом и новыми колесами он выбрал первое и не угадал… Что характерно, директор автошколы, в которой покойный работал в последнее время, заявил, что никакого отношения к автошколе это «занятие» не имеет.